Александровская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Главная / История

История

Настоятель храма Черниговской Иконы Божьей Матери отец Александр.

 

DSC_0858

Протоиерей Александр Николаевич КУЗИН, настоятель с 2003 г., Родился 7 марта 1976 года. В 1994 г. окончил Владимирскую православную духовную школу. В 1996 году, рукоположен в диакона. В 1997 году рукоположен во священники. День ангела 8 марта. Небесный покровитель — Преподобный Александр первоначальник обители неусыпающих.

История храма

Невдалеке от Аргунова, в деревне Санино, в XIX в. стояла деревянная часовня с древними иконами Спасителя и святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1890 г. был построен ныне существующий каменный храм Черниговской иконы Божией Матери.

В с. Санино 25 марта 1887 г в семье сельского плотника Ивана Андреевича Артемова родился мученик за веру Иван Артемов. Получив техническое образование, Иван Иванович многие годы работал строителем, специалистом по сметам.

03904_20140416_211830Переехав на работу в Москву, он продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека.

В 1935 г. местные власти в с. Санино сделали попытку закрыть храм, по причине того, что старая церковная двадцатка распалась, но это тут же было опротестовано верующими, была собрана новая двадцатка, куда вошел и Иван Артемов.

Члены двадцатки отправили жалобу в Областной исполнительный комитет, и тот, рассмотрев ее, нашел все просьбы верующих законными и отписал в местный исполнительный комитет, чтобы немедленно открыли церковь, зарегистрировали священника и не чинили «общине препятствий к выполнению ею своих религиозных потребностей». Храм в селе был открыт, но поскольку община попала в трудное материальное положение, — так как ей пришлось платить налоги, несмотря на то, что службы в храме не совершались, — то Ивана Ивановича попросили оказать помощь храму и собрать у православных знакомых в Москве какие-нибудь средства, что было с успехом им выполнено. Впоследствии это было поставлено ему в вину.

В Москве в квартире Ивана Ивановича зачастую жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие, а также и в его доме в селе жил священник. На это обратили внимание сотрудники НКВД, которые скоро выяснили, что он ведет среди строительных рабочих религиозные беседы, а также собирает деньги для храма. Этого было по тем временам вполне достаточно для ареста, и 22 августа 1937 г. Иван Иванович Артемов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В начале сентября следователь, чтобы собрать материал, допросил его соседей по квартире, а после этого допросил и самого обвиняемого.

— Следствию известно, что вы в контрреволюционных целях обрабатывали рабочих в религиозном духе, проповедовали, что у власти скоро будет везде фашизм, а советскую власть надо перестрелять. Признаете вы себя в этом виновным?

— Против советской власти я ничего не говорил и виновным себя этом не признаю.

— Находясь в Москве на постоянном жительстве, почему вы собирали деньги на восстановление церкви, что вас заставляло?

— Я по временам бывал на родине, и меня там знали как очень религиозного человека.

7 октября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила Ивана Ивановича к расстрелу. Иоанн Артемов был расстрелян 14 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой.

На околице д. Старово, на дороге из Санино в Ильинское сохранилась придорожная часовня. В конце XVII в. дер. Санино владел дядька Петр а I Никита Моисеевич Зотов (ум. 1717) ,думный дьяк, президент Тайной канцелярии (личной канцелярии Петра), граф (с 1710 г.).

Снято: 1 июля 1989г.

С 1677 г. Никита Моисеев обучал малолетнего царевича Петра Алексеевича. По словам матери царевича, Натальи Кирилловны, учил «божественной мудрости, страху Божию и благочинному житию», грамоте, чтению по Часослову и Псалтыри, знакомил с Новым Заветом.

Царю Феодору Алексеевичу (старшему брату царевича Петра) на Зотова, как на мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и писании искусного, указал Федор Соковнин. Соковнины придерживались раскола. Обе сестры Соковнина — Феодосья Морозова и Авдотья Урусова еще при царе Алексее Михайловиче за приверженность старой вере были подвергну суровому заключению в земляной Боровской тюрьме, брат Алексей впоследствии казнен за участие в заговоре против Петра.

Ключевский пишет: «Рассказ о том, как Зотов введен был в должность придворного учителя, дышит такой древнерусской простотой, что не оставляет сомнения в характере зотовской педагогики. Соковнин привез Зотова к царю и, оставив в передней, отправился с докладом. Вскоре из комнат царя вышел дворянин и спросил: «Кто здесь Никита Зотов?» будущий придворный учитель так оробел, что в беспамятстве не мог тронуться с места, и дворянин должен был взять его за руку.

Зотов просил повременить немного, чтобы дать ему прийти в себя. Отстоявшись, он перекрестился и пошел к царю, который пожаловал его к руке и проэкзаменовал в присутствии Симеона Полоцкого. Ученый воспитатель царя одобрил чтение и письмо Зотова; тогда Соковнин повез аттестованного учителя к царице-вдове. Та приняла его, держа Петра за руку, и сказала: «Знаю, что ты доброй жизни и в Божественном писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына». Зотов залился слезами и, дрожа от страха, повалился к ногам царицы со словами: «Недостоин я, матушка государыня, принять такое сокровище». Царица пожаловала его к руке и велела на следующее утро начать учение.

На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея и, благословив, посадили за азбуку. Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и «весь убор», в который по уходе государя и патриарха Зотов тут же и перерядился. Началось обучение Петра 12 марта 1677 г., когда, следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет.

Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных Учителей-грамотеев. Он начал, разумеется, со «словесного учения», т. е. прошел с Петром азбуку, часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; Сворили даже, что он мог прочесть наизусть Евангелие и Апостол. Так Учился царь Алексей, так начинали учение и его старшие сыновья. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого прихода. Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко.

На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с «кунштами», картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция «потешных тетрадей», в которых изображены были золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и «истории лицевыя с прописьми», иллюстрированные повести и сказки с текстами. Все эти тетради, писанные самым лучшим мастерством, Зотов разложил в комнатах царевича.

Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он …касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже до самого Владимира.

Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, предавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает! Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова».

С 1673 по 1677 г. Никита Моисеев — дьяк Челобитного приказа. В этот приказ направлялись жалобы самому государю на всяческие «не правды и обиды», чинимые представителями власти.

По обычаю, такие челобитные подавались царю во время его походов на богомолье или! праздники, они рассматривались и докладывались царю дьяком приказа, а царские решения объявлялись подьячими на кремлевской площади и вручались лично челобитчикам. Приказ ведал также судом над служащими московских приказов от дьяков до сторожей. Потом недолгое время он служил в Сыскном приказе. Приказ занимался сыском беглых крестьян и посадских людей, стремившихся скрыться от исполнения государственных повинностей или от крепости частному владельцу. Сыск беглых — опасное занятие, здесь часто применяли военную силу, служащие в приказе подвергались риску получить увечье при сыске.

С 1678 по 1679 г. Зотов служил во Владимирском судном, с 1679 по 1680 г. — в Московском судном приказах.

С 1681 по 1682 г. в Поместном приказе ведал наследованием, окладами, переводом поместий в вотчины.

В 1681 г., за участие в заключении Бахчисарайского мира с Оттоманской Портой и Крымским ханством Зотов пожалован в думные дьяки. Во время Азовских походов ведал посольскими делами, был с Петром в Воронеже при постройке флота.

Для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих — «учительных людей тихих и не бражников» (по свидетельству дьяка XVII в. Котошихина). Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой, президентом шутовской коллегии пьянства.

Снято: 16 мая 2006

Снято: 16 мая 2006

В 1690-х гг. юный царь Петр создал «сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор», сделал папой его своего бывшего дядьку и учителя с прозвищем «князь-папа». Из всех начинаний Петра «всешутейший собор» оказался самым долговечным, он существовал во все время царствования Петра I. Кощунственные ритуалы, вводившиеся Петром и им самим разратабывавшиеся, характеризовались постоянством, обязательностью и публичностью, что свидетельствует об их важной роли в политике царя. Само сочетание во «всешутейшем соборе» католических церковных установлений и установлений русской православной церкви символизировало отождествление двух видов «клерикализма» в их противопоставлении царскому единовластью. В это время царь собственноручно обрезал длинные полы русской одежды своих приближенных, отрезал им бороды, простой народ за право ношения бороды должен был платить пошлину. Царь ставил «кумиры», статуи языческих богов, и не все имели силу воли и веры, как святитель Митрофан Воронежский, отказаться войти в царский дворец, украшенный «кумирами», несмотря даже на угрозы от вспыльчивого царя казнить смертью. Петр требовал от своих подданных преодолеть себя, Демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.

Петр составлял и собственноручно писал «чины», т.е. обряды избрания и поставления новых членов «всепьянейшего собора». «Чин подавления всешутейшего патриарха и епископов непосредственно следует за православным чином архиерейской хиротонии». Многие право-равные люди, принуждаемые царем к вступлению во «всешутейший собор» переживали эту церемонию как отступление от веры. Князь И.И. Сванский писал: «Брали меня в Преображенское, и на генеральном Дворе Никита Зотов ставил меня в митрополиты, и дали мне для отречения столбец, и по тому письму я отрицался, а в отречении спрашивали Вместо: веруеши ли? — пьешь ли? и тем своим отречением я себя и пуще бороды погубил, что не спорил, и лучше мне было мучения венец! принять, нежели такое отречение чинить». Эти церемонии были средством устрашения русского общества, они заставили замолчать благоразумных советников молодого царя и открыли дорогу другим насильственным преобразованиям, подрывавшим силу страны. Петр сам сочинил устав, который постоянно изменял.

Он вводил новые по духу праздники, и собрание близких людей, готовых шумно отпраздновать победу, заключение мира, спуск корабля, чьи-нибудь именины, свадьбу и т.д. помогало ему в этом. На этих пирах первенствовал Зотов — «всешутейший отец Иоаникит, Пресбургский, Кокуйский и Всеяузскии патриарх»; Петр был диаконом или протодиаконом; многие члены «coбора» носили названия «владык» того или другого города. И.И. Голикоя в «Деяниях Петра Великого», рассказывая о «всешутейшем соборе» говорит, что Петр «производил мало-помалу в неуважение Патриарх! Российского».

На Святках соборяне ездили Христа славить; сам царь ездил по всем боярам, Зотов посещал купцов. Сохранились известия о нескольких выдающихся пиршествах, в которых принимал участие Никита Моисеевич. 12-го февраля 1699 г., при открытии нового дворца Лефорта шутовское шествие возглавлял Зотов. Смешение кощунственно-пародийных элементов с элементами государствеенной деятельности ~ постоянная черта петровской эпохи. Когда в 1699 г. во время казни восставших стрельцов казнили и cтрелецкого священника, палачом в силу своей пародийной принадлежности к духовному ведомству должен был стать Никита Зотов.

Богослужение было основным содержанием духовной жизни русского человека. Петр же старался вытеснить богослужение на периферию культурного пространства. Это достигалось путем пародийных, кощунственных церемоний, а также противопоставлением веры и обрядов, причем внедрялась мысль, что эти явления соединены лишь условной связью, тогда как для русского человека того времени изменение обряда свидетельствовало об изменении веры. Так, по указу 1718 г. в армии во время походов были отменены посты (говения).

Вводится особый, гражданский культ монарха. В 1704 г., после успешной кампании против шведов, Петр совершил триумфальный въезд в Москву. Tpиумф был совершен по образцу языческих римских церемоний. Русскому народу, привыкшему победу воспринимать как милость Божию к верующему народу, пришлось в специальной брошюре, написании префектом Московской академии Туробойским, объяснять смысл подобных торжеств, и что есть сама триумфальная арка: «Первее, яка сия не суть храм, или церковь во имя некоего от святых созданная, политическая, сиесть гражданская похвала труждающимся о целости отечества своего и труды своими, Богом поспешествуемыми, враги победившим от древних лет… во всех политичных, а не варварских странах установленная…» Пародийные ритуалы Петр вводил в церемонии гражданских торжеств. При триумфальном въезде в Москву в 1710 г., после Полтавской победы, за пленными шведами и частью гвардии ехал шут, Самоедский король, в сопровождении 19 саней, в которых сидели настоящие самоеды. Включение в триумфальное шествие пародийных элементов подчеркивало новую систему ценностей, которую устанавливал победоносный монарх, а именно, его право на произвол и связь победы с этим произволом.

В 1701-1703 гг. Никита Зотов — думный дворянин и печатник Ближней канцелярии. В 1711 г. состоялся сенатский указ «О бытии в канцелярии Правительствующего Сената секретного стола». Велено сохранять в сенатской канцелярии письма, которые будут присылать в Сенат «указом царского величества их милость верховные господа, яко светлейший князь (т.е. князь А.Д. Меншиков. — О.П.), тако адмирал граф Апраксин, генерал-фельдмаршал Шереметев, государственный канцлер граф Головкин, генерал-президент Ближней Канцелярии граф Зотов, государственный подканцлер барон Шафиров и господин Кузма Патрекеев». Далее в том же сенатском указе все эти лица названы «принципалами».

Снято: 16 мая 2006

Снято: 16 мая 2006

Принадлежность Зотова к «верховным господам» и «принципалам» не избавляла его от шуток Петра, граничивших с издевательством. Так, к Зотову назначен был чтец. В 1712 г. явился в Санкт-Петербург на царский смотр, в числе других недорослей, Иван Карамышев. «И с онаго смотру, — как сказано в «Сенатских докладах и приговорах», — по Его Царского Величества именному указу, велено ему быть при тайном советнике и Ближней канцелярии генерал-президенте Никите Моисеевиче Зотове за укоснением языка его (т.е. вследствие косноязычая. — О.П.) в чтецах». 28-го сентября 1715 г. Петр побывал в доме Зотова, и там Карамышев вновь получил от государя повеление «быть при нем, графе Никите Моисеевиче, по прежнему». Надо обладать особенной изобретательностью, чтобы назначить чтецом косноязычного недоросля и через три года подтвердить свое приказание.

В конце 1713 г. Зотов отпросился у царя в Москву, намереваясь якобы поступить в монастырь. Петр посоветовал ему, вместо того, приискать там жену, и Зотов писал по этому поводу царю, между прочим, Следующее: «а в приезде, государь, нашем (т.е. его и жены. — О.П.) в Петербург, какую изволишь для увеселения вашего государского публику учинить, то радостною охотою вас, государя, тешить готов».

У Зотова были от первого брака (как звали первую жену — неизвестно) трое сыновей: Василий, Конон и Иван. Конон Никитич (видный деятель русского флота), услыхав в конце 1714 г. о тех приготовлениях, которые делались для шутовской свадьбы его отца, был опечален и удручен: с одной стороны, он опасался лишиться наследства, с другой — его возмущало, что старик отец подвергается такому посмеянию. В подкрепление своей просьбы об отмене свадьбы Конон Никитич приводил в письме к царю слова своего отца: «Я бы и рад отречься моей женитьбы; но не смею царское величество прогневать, столько-де стариков собрано для меня, и платья наделано» (в деле о свадьбе Зотова сохранились реестры участников с их подписями в том, что они «указ слышали» и обязуются явиться). Просьба Конона Никитича запоздала он написал Петру 14 января 1715 г., а 16 января должна была состояться свадьба (Никита Моисеевич женился на вдове Анне Еремеевне Стремоуховой, рожденной Пашковой).

Еще 25 сентября 1714 г., по приказу Правительствующего сената, велено прожиточное поместье ее и вотчину, которыми она владела до именного царскаго указа о движя мых и недвижимых имениях 1714г., «справить ныне или после женитьбы за женихом ее, царского величества тайным советником и ближней канцелярии генералом-президентом графом Магнусом Наклеванги Никитою Моисеевичем Зотовым». Когда Петр дал Зотову это прозвище, неизвестно. Месяц спустя в сенатском приговоре о ведении в Ближней канцелярии приходных и расходных книг разных губерний сказани «Объявить в Ближней канцелярии генералу-президенту графу Магнусу Наклеванги Никите Моисеевичу Зотову с товарищи».

В первом случае можно было допустить, что Зотов в шутку назван Магнусом Наклеванги, в связи с предполагавшейся «потешной» свадьбой его, но повторение этого прозвища в сенатском приговоре ясно доказывает, что Петр закрепил за ним приставку, как бы намекавшую на великую способность клевать носом, т.е. на чрезмерную выпивку. При Александре I потомки Зотова предъявили права на графский титул, и он ими был получен.

И.И. Голиков прямо связывает устройство возбудившей всю столицу свадьбы «князя-папы» с решением Петра уничтожить патриаршество и учредить Синод. 12 декабря 1714 г. Петр приказал всем лицам, назначенным присутствовать на свадьбе Зотова, явиться в дом секретаря Волкова на Васильевском острове в костюмах. Обрученная чета шла пешком, поддерживаемая четырьмя старцами; впереди выступали в качестве скороходов, четыре мужика, до такой степени тучных и неповоротливых, что, в сущности, сами они нуждались в вожатых. Царь находился среди поезжан в матросском платье.

Треск, свист орудий слился с колокольным звоном, и получился невообразимый шум. Для венчания Зотова был выписан из Москвы священник Архангельского собора, имевший более 90 лет от роду. Из церкви, тем же порядком, шествие направилось в дом новообвенчавшагося «князь-папы». Молодые (по свидетельству кн. П.В. Долгорукого, Никите Моисеевичу было лет восемьдесят) усердно потчивали гостей разными напитками. На улицах выставили для народа бадьи с вином и пивом и разныя яства. На другой день возили молодых по городу, в предшествии всех участников свадебного торжества.

Снято: 27 августа 2011

Снято: 27 августа 2011

Вот что говорит относительно этой свадьбы известный русский историк СМ. Соловьев: «Свадьба Зотова заслужила особенное внимание: одни вооружаются против неприличия этого торжества, другие стараются оправдать его, и вообще хотят видеть здесь насмешку над патриаршеством, желание унизить сан, который хотелось уничтожить. Но мы знаем, что это была просто игра в короли, папы и патриархи, игра, понятная при тогдашнем состоянии юного общества. Зотов назывался Кокуйским патриархом еще тогда, когда настоящий патриарх был в Москве, когда, по всем вероятностям, не западала еще мысль об уничтожении патриаршества; теперь этот Кокуйский, шутовской патриарх вздумал жениться и свадьбу его отпраздновали, приличным его званию образом.

Если предположить, что Петр хотел насмеяться над патриаршеством, то надобно предположить, что он хотел насмеяться и над своею собственною царскою властью, потому что у него был и шутовской Пресбургский король, впоследствии кесарь; по смерти старика Зотова шутовское патриаршество упразднилось, но остался князь-папа в соответствие князю-кесарю».

Зотов умер в 1717 г., и в конце этого года, перед избранием нового «князь-папы», Петр обратился от лица собора со следующей просьбой к «князю-кесарю» И.Ф. Ромодановскому, возведенному в это звание по смерти отца: «Великий Государь Князь Цесарь Иван Феодорович! Известно вашему величеству, что отец ваш и богомолец великий князь-Папа, всешутейший Аникита от жития сего отъиде, и наш сумасброднейший собор остави безглавен; того ради, просим ваше величество призрети на вдовствующий престол избранием Бахусоподражательного отца». В «князь-папы» был избран Петр Иванович Бутурлин, за второго и вышла потом замуж вдова Никиты Моисеевича Зотова, Анна ^Ремеевна. Утверждая свое единовластие, Петр последовательно искореняет память о симфонических отношениях светской и духовной властей. Так, в присяге членов Синода они исповедуют «с клятвою Крайнего Судию Духовной сей Коллегии быти Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего».

От Н.М. Зотова Санино перешло к сыну, Василию Никитичу Зотову, ревельскому коменданту, потом генерал-ревизору сената (с 1715 г.). На него были возложены Петром I обширные обязанности, но не даны средства их исполнения. Он должен был надзирать за деятельностью администрации вне Сената, не имея никаких подчиненных органов надзора, канцелярия Сената была для него недоступна, поэтому его деятельность в Сенате свелась к получению от сенаторов и передаче Петру составлявшихся ежемесячно отчетов об указах Сената.

В Сенате Зотов не имел никакого авторитета. В 1719 г. Василию Никитичу было поручено руководство подушной переписью, с 1725 г. он — президент Московского надворного суда, в 1727 г. — казанский губернатор. Скончался в чине генерал-майора в 1729 г.

От сына В. Зотова Никиты Васильевича (1710-1738), женатого на Анне Логиновне, урожденной Эйхлер, Санино перешло к его сыну, полковнику Ивану Никитичу Зотову (1738 — после 1782), женатого вторым браком на Маргарите Францевне (ум. 1820). Их сын Никола Иванович (1782-1849) — отставной гвардии полковник, действительный статский советник.

 

Икона Богоматери «ЧЕРНИГОВСКАЯ» (ИЛЬИНСКАЯ) описание и молитвы к ней

 

Описание иконы Божьей Матери «ЧЕРНИГОВСКАЯ»  (ИЛЬИНСКАЯ):

Прославилась икона Богоматери Черниговская Ильинская в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. По молитвам к Богородице перед Её чудотворным образом обитель была спасена от напавших на монастырь татар. С 16 по 24 апреля практически все жители Чернигова были свидетелями, как от сей иконы Богоматери истекали слёзы. Вскоре после этого татары совершили набег на Чернигов и разорили его окрестности. Монахи Ильинского монастыря, помолившись Небесной Заступнице перед Её иконой, укрылись в пещере.

Как ни старались ворвавшиеся в монастырь татары завладеть драгоценностями, украшающими чудотворную икону Богоматери, невидимая сила не допустила их коснуться святыни. Та же невидимая сила каждый раз отбрасывала татар при попытке войти в пещеру, где спрятались иноки. Испуганные непостижимым явлением татары обратились в бегство.

Чудотворный список (копия) Ильинской-Черниговской иконы Богоматери , прославившийся в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры, стал называться ГЕФСИМАНСКОЙ ЧЕРНИГОВСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы.

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.
Чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским, находится в Троицком Ильинском монастыре на Болдиной горе, недалеко от Чернигова. Икону эту написал в 1658 году монах Геннадий Константинович, живописец Дубенский, в миру носивший имя Григория.

В 1662 году произошло знаменательное событие. Все жители Чернигова были свидетелями того, что в продолжение 8 дней, с 16 по 24-ое апреля, от Ильинской иконы Богоматери текли слезы. Это чудесное событие происходило в правление архиепископа Черниговского Лазаря Барановича и игумена Ильинского монастыря Зосимы. По свидетельству св. Димитрия Ростовского, «на это чудо все люди города Чернигова смотрели с большим страхом». Другой историк того времени, Величко, объясняет и самую причину истечения слез от образа Богоматери. По его словам, указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов, верных рабов Сына Своего, из которых одни уже отошли из жизни сей через невзгоды, раздоры и междоусобия, другие были отведены в плен, третьи имели быть отведенными, а четвертые тяжко страдали из-за властолюбия и распрей вождей своих.

Ильинская-Черниговская икона Богоматери прославилась многими дивными чудесами. Древние чудеса сей иконы описаны двумя великими святителями русской церкви — блаженным Иоанном Максимовичем и св. Димитрием, епископом Ростовским. Заканчивая свою книгу «Руно орошенное», в которой он рассказывает о чудесах от иконы Богоматери Ильинской, св. Димитрий говорит: «Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я исчести может?» И, действительно, великое множество чудес совершилось от сей иконы; от нее получали исцеления расслабленные, разбитые параличом, слепые, бесноватые и др. Из множества чудес мы расскажем только о самых примечательных и поразительных.

В 1662 году татары сделали нападение на Чернигов. В то время, как они разоряли окрестные селения, иноки Ильинского монастыря даже и не подозревали близости врагов. Вдруг ночью к ним приходит известие, что татары собираются сделать нападение на их монастырь. Иноки немедленно собрались в церкви и, помолившись в ней, укрылись в пещере св. Антония.

Пещера эта была ископана прп. Антонием Печерским, когда он ушел из Киева и поселился на Болдиной горе. В полночь татары ворвались в монастырь и разорили все, что нашли в нем, не пощадив даже и церкви монастырской. Все иконы храма были или опрокинуты, или уничтожены; невредимой осталась только чудотворная икона Богоматери. Царица Небесная не допустила варваров прикоснуться к Своему образу. Всеблагая Заступница не допустила также войти им в пещеру, в которой скрывались иноки. Татары несколько раз пытались проникнуть в пещеру, подбегая к ней с зажженной лучиной и обнаженными мечами, но каждый раз отталкиваемые какой-то невидимой силой уходили без успеха.

Монахиня Парасковиевского Девичьего монастыря, именем Александра, долгое время подвергалась искушениям и нападениям со стороны темных слуг диавола. Часто они являлись ей в страшных образах, бросались на нее, как бы намереваясь унести ее, мешали ей молиться и вообще употребляли все средства, чтобы препятствовать ей в ее подвигах. Они наводили на нее иногда такой ужас, что она громко кричала и приводила в страх бывших при ней. От сильной борьбы Александра ослабела и скоро должна была умереть. Тогда монахини решили прибегнуть к помощи и заступничеству Царицы Небесной. Они привели Александру в Ильинский монастырь. Там над ней пред чудотворной иконой были прочитаны молитвы об изгнании беса. После этого бесы оставили страдавшую и уже не смели искушать ее.

Жена одного поляка, по фамилии Пенский, Анна, несколько лет сильно страдала ногами, так что не могла ходить. Пенский, слыша о многих исцелениях, совершающихся у чудотворной Ильинской иконы Богоматери, решил отвезти свою жену в Ильинский монастырь. Свое намерение он и привел в исполнение. Анна усердно молилась пред иконой Богоматери и получила исцеление. Это чудо совершилось в 1671 году.

Одна женщина, именем Вера, была поражена параличом. Чем дальше шло время, тем болезнь более усиливалась. Язык у нее совершенно онемел, а рука иссохла. Надеясь на помощь Царицы Небесной, она пришла в Ильинский монастырь. Усердно молилась она перед чудотворным образом Богородицы и по вере своей получила исцеление. В церкви перед литургией читали акафист; во время этого чтения исцелилась рука Веры. Потом началась литургия. Когда запели «Достойно есть», немой дотоле язык ее разрешился для благодарений Целительницы Небесной. Это чудесное исцеление совершилось в субботу перед днем Св. Троицы, в 1667 году.

16-го августа 1676 года пришла в Ильинский монастырь из Сосниц некая Агафия и принесла с собой в дар на образ Богоматери коралловое монисто и две серебряных таблички. При этом она рассказала о себе следующее: «Я болела 12 недель; на шее моей образовалась рана, не поддававшаяся излечению. Болезнь моя была настолько тяжела, что я уже не надеялась на выздоровление, а равно и бывшие со мной ждали смертного часа моего. Некоторые из соседей, навещавших меня, бывавшие здесь на поклонении, сказали мне: обещайся помолиться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, что в Чернигове у Илии святого, и веруй, что будешь здорова. Я, слыша сие, усердно в сердце моем призывала на помощь Пречистую Деву и дала обет пешком сходить на поклонение к чудотворному образу Богоматери. И Божия Матерь не умедлила, но скоро помиловала меня».

Дочь Леонтия Полуботка, Мария, заболела оспой и потом ослепла. Родители, надеясь на помощь Божией Матери, привезли ее в Ильинский монастырь. После молебствия с акафистом пред Ильинской иконой Богоматери Мария прозрела.

21 апреля 1679 года, в понедельник на Светлой седмице, в селе Хриповичах один мальчик, именем Тимофей, во время игры со сверстниками неожиданно упал и лишился признаков жизни. Велико было горе родителей, так как все их усилия оживить сына не приводили к желательному концу. К счастью для них, в селе в то время находился иеромонах Ильинского монастыря Варфоломей. Видя неутешное горе родителей Тимофея, Варфоломей посоветовал им не падать духом, не приходить в отчаяние, а усердно помолиться Господу и Его Пречистой Матери, дабы Она Своим всесильным предстательством перед престолом Всевышнего вернула жизнь их сыну. При этом он присовокупил, что им необходимо дать обет поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в Черниговском-Ильинском монастыре. Родители Тимофея с радостью исполнили этот благой совет Варфоломея. Усердная и горячая молитва их к Богу и Царице Небесной была услышана: мальчик ожил, к великой радости своих родителей. Исполняя свой обет, они поспешили в Ильинский монастырь, где и вознесли свои благодарственные молитвы Христу Богу и Его Пречистой Матери.

Обозный пан Василий Борковский в 1687 году прибыл в Чернигов из Батурина по служебным делам. Совершенно неожиданно для себя он тяжко заболел. Болезнь все усиливалась; он весь опух и не мог даже двигаться. Ужас объял душу пана: он уже видел призрак смерти, надвигающийся на него, и не надеялся выздороветь. В этот именно момент, когда отчаяние овладело душой его, приходит к нему иеродиакон

Ильинского монастыря Феофан Савич. Увидев тяжкие мучения пана, он выразил ему свое соболезнование и сказал:

— Обратись, пан, с молитвой к Богоматери; известно мне, что Она ныне исцелила трех: отцу и сыну, страдавшим глазами, возвратила ясное зрение, а также одной девушке, с восьми лет ослепшей, открыла глаза.

— Я признаю Ее за Покровительницу, — отвечал на это пан, — и сам видел слезы Ее, текшие восемь дней.

Иеродиакон повторил ему совет свой и удалился. Это наставление молодого инока несколько обидело пана; ему казалось, что он никогда не терял веры в Богоматерь и постоянно молился Ей. И, действительно, он был благочестивым христианином; так, напр., он устроил для чудотворной иконы золотой венец с драгоценными камнями. Враждебное чувство к иеромонаху, однако, скоро сменилось у него сознанием своего недостоинства и слабости своей веры. Горячо и с умилением молился раскаявшийся пан Пресвятой Богородице, дабы Она вразумила и наставила его, дабы исходатайствовала для него у престола Всевышнего исцеление от тяжкой болезни, мучившей его. Усердная молитва его не осталась без результатов: она принесла облегчение его душе, а затем и исцеление от болезни.

Много и других чудес совершилось от чудотворной Ильинской иконы Богоматери, но и приведенные достаточно ясно доказывают, что Пречистая Богородица и доселе подает исцеления и Свою благодатную помощь всем с верой и надеждой притекающим к Ее честному образу.

Великое множество чудес, совершившихся и происходящих ныне у чудотворной Ильинской иконы Богоматери, является причиной того, что сия икона почитается не только жителями Чернигова и окрестных мест, но также привлекает к себе богомольцев часто из самых отдаленных мест России. Богомольцы, идущие в Киев на поклонение святым местам, обыкновенно заходят в Ильинский монастырь, чтобы помолиться пред чудотворным образом Богородицы. Ильинский монастырь с той же целью нередко посещали лица Императорской фамилии, являя тем пример веры и благочестия.

Празднование чудотворному образу Богоматери особенно торжественно совершается в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый праздник), 16 апреля (день чудотворного прославления этой иконы) и в день пророка Илии. К этому времени богомольцы не только со всего города, но и со многих отдаленных селений радостно собираются под кров Пресвятой Богоматери, невидимо, но ощутимо изливающей благодатную силу от святой Своей иконы.

Ильинская чудотворная икона столь усердно почитается жителями всех окрестных селений» что никакое важное предприятие, никакое знаменательное событие ни в семейной, ни в общественной жизни не бывает без испрошения благословения и без молитвы у св. иконы Богоматери. Здесь же соблюдается обычай приносить чудотворную икону на место, где хотят заложить дом, а также освящать ее присутствием новоустроенные здания. К ее покрову прибегают почти все предпринимающие какое-либо очень важное дело или решающиеся на важный шаг в жизни. К ней прибегают новобрачные и отправляющиеся в дальний путь, ее же защите поручают родители своих новорожденных младенцев. Многие благочестивые христиане берут ее в свои дома и служат пред ней молебны с акафистом и водоосвящением. Это большей частью делают опасно больные люди, которые сами не могут ходить в храм, чтобы там прибегать к неиссякаемому источнику исцелений. Вера и надежда на скорое заступление и покров Пресвятой Богородицы особенно ярко выражается во дни общественных бедствий, в тяжкие времена эпидемических болезней. В такие дни можно было с умилением видеть, как грозно караемые Божиим правосудием, но кающиеся и смиренно-покорные чада церкви спешили прикоснуться к чудотворной иконе Ее, как теснились они под милостивый покров Царицы Небесной и Заступницы рода христианского, как старались они один пред другим оградить свои дома осенением Ее иконы, обносили ее по улицам города, совершая всенародные молебствия, да сохранит Она всех Своим предстательством пред Богом от губительной и смертоносной язвы. И в настоящее время в Ильинском монастыре каждую субботу совершается молебное пение Пресвятой Богородице пред чудотворным Ее образом, на которое усердные богомольцы собираются, не обращая внимания ни на какую погоду и ни на какие свои житейские заботы.

Ныне чудотворная Ильинская икона Богоматери находится в Свято-Троицкой церкви Ильинского монастыря, на правой стороне. Внизу иконы помещены три финифтяные дощечки с надписями о явлении и первых чудесах иконы. Киот ее внутри покрыт малиновым бархатом и обит среброкованными дощечками, на которых изображены Господские и Богородичные праздники.

i6_1

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой  «Черниговская» (Ильинская)  

 

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго ра­ба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Влады­чице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и креп­кое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостой­ную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Бо­городице Дево, молений наших не пре­зри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пре­святая Богородице, спаси нас. Аминь.

2015 г. I1GiTE45PZY

НАВЕРХ